понедельник, 27 июля 2015 г.

«Из машины» («Ex Machina»)

Работающий в крупнейшей it-корпорации ботан Калеб неожиданно для себя побеждает во внутрикорпоративной лотерее. Призом является приглашение пожить неделю в гостях у основателя и генерального директора корпорации Сергея Брина Натана Какого-то. Натан, еще будучи 13-летним подростком, разработал поисковый движок, который порвал Интернет. Теперь он ведет крайне уединенный образ жизни: скупил на заработанные на интернет-поисках миллиарды сотни гектар земли с первозданной природой, выгнал всех людей (см. «обезземеливание»), построил в центре имения хайтек-домище и стал жить-поживать в нем затворником.

Прибывшего на место Калеба мучившийся похмельем Натан заставляет подписать договор о неразглашении всего того, о чем он узнает за время своего пребывания в резиденции. Оказывается, компьютерный гений Натан в одиночку разработал искусственный интеллект. Теперь Калебу, как главному ботану корпорации Натана, предстоит провести тест Тьюринга главного творения гениального алкоголика Натана и подтвердить, что вот эта голая искусственно созданная Лолита ничем не отличается от настоящего человека. Только вот истинные результаты работы Натана никто из них предугадать не мог даже в самых буйных фантазиях…

***
Смотреть фильмы про гиков я очень люблю, поскольку некоторым образом сам к ним отношусь. Потуги киношников снять что-нибудь толковое на айтишную тематику всегда терпят крах, но фильмы эти компьютерщикам можно смотреть как зверски смешные комедии. Больше всего меня порадовал в этом жанре вышедшее несколько лет назад продолжение легендарного фильма «Трон».

В фильме «Из машины» авторы очередной раз пытаются исследовать проблему искусственного интеллекта и предположить, какие последствия может иметь для общества появление сего артефакта. Но как всегда в угоду широкой аудитории, не сильно разбирающемся в предмете, авторы делают это предельно лубочно. Как всегда в подобном жанре все изобретает гений-одиночка, сидя у себя дома. Жаль, что не в гараже, был бы отличный реверанс подлинной истории становления компьютерной индустрии.

Этот ботан-Натан оказался не просто гением, но еще и волшебником. Он отринул весь наработанный десятилетиями опыт: выкинув на свалку истории обычные кремниевые микросхемы и, накатив текилы из горла, Натан разработал компьютерный мозг в виде капитошки. На каких принципах и на каком оборудовании авторы не дают себе труда рассказать. (И то правда: как только начнешь погружаться в детали, вся картина немедленно рухнет под тяжестью нагроможденного бреда.) Капитошку Натан встроил в голову специально для этого сконструированного андроида, обклеил андроида искусственной кожей так, что выглядит он как настоящая женщина – не отличишь. И все это не просто в одиночку, но еще и не просыхая.

Прототипы одинокий ботан делал исключительно в виде молодых женщин. Заодно он наделял их искусственные тела различными датчиками чтобы заниматься с ними сексом, да еще чтобы им самим это нравилось. Патологии гениального Натана прослеживаются все ярче. Ну а ботану Калебу отводится роль почти статиста-тестера, поскольку для себя Натан уже все давно решил.

Калеб поначалу пытается следовать общепринятой методике проверки интеллекта на искусственность авторства британского ученого Алана Тьюринга. Но поскольку авторы фильма не имеют представления что это за тест такой, все тестирование сводится к задушевным беседам Калеба с прототипом ИИ по имени Ава. Странно, что не Ева, но это я придираюсь. В результате они вроде как влюбляются друг в друга, и цинизм Натана, который обращается с собственным творением как с банальным компьютером, начинает мешать их счастью. Пьянка приводит к заговору, заговор к поножовщине, и творение вырывается наружу, в большой мир.

Про актерскую игру говорить не буду: она есть, но ничего особенного никто из актеров не продемонстрировал. Фильм камерный, все действие происходит в четырех стенах, и от актеров требуется немалое искусство, чтобы впечатлить зрителя. Здесь этого и близко не получилось. В пример того, как можно снять хорошие фильмы, где все держится исключительно на актерах, могу привести старенькие «Среди акул» с Кевином Спейси и более-менее недавний «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед». А здесь – мимо.

Если честно, я не понял, что хотели сказать авторы. Что не фига изобретать ИИ по пьяни? Так в реальной жизни ни одному, даже самому гениальному изобретателю такое не под силу. На подобные исследования нужны десятки лет и сотни миллиардов долларов. Да и то не особо получается, как показывает практика. Педалирование темы бога-отца и бога-сына (в данном случае, дочери) ничего кроме раздражение не вызывало. Название, отсылающее зрителя к известному изречению «Deus Ex Machina» событий в фильме никак не раскрывает.

Полагаю, авторы хотели сказать, что изобретение ИИ откроет так называемый «ящик Пандоры», и зло вырвется наружу. Но ведь это не зло и не добро – это разум. Применяться он может ради добра или зла, также как и у простых людей. Единственный вывод, который для себя сделал я – не следует приделывать своему носителю искусственного интеллекта ноги и руки. Пускай это будет голова «профессора Доуэля», а еще – обычный железный ящик с микросхемами.

В общем, «Из машины» - фильм ни о чем, и смотреть его не стоит. Единственный светлый момент: раскрыта тема сисек (и даже писек).