вторник, 29 сентября 2015 г.

Поездка в Китай, часть 10

Достопримечательности Сианя
Сиань – один их древнейших городов Китая, говорят, чуть-ли не колыбель всей китайской цивилизации. Именно в Сиань следовали караваны, которые путешествовали по Великому Шелковому пути. Исторический центр Сианя имеет вид почти прямоугольника, форму ему придает монументальная стена, оснащенная рвом с водой. Планируя поездку в Сиань и Лоян, я думал что это какие-то большие деревни. А вот и нет: по размерам эти мало что говорящие российскому обывателю города не уступают столице. Города огромны, нынче они развились в современные мегаполисы.

В Сиане у нас было немного времени, которое можно было бы потратить на что-то помимо Терракотовой армии. Туристических автобусов, развозящих путешественников по маршруту, проложенному мимо всех интересных достопримечательностей, в Китае нет. Поэтому мы активно пользовались общественным транспортом: метро и автобусами. Метро Сианя развито под стать размерам города, там уже около 8 веток. Только вот найти станцию оказывается проблематично: входы толком никак не отмечены. Сверившись в удачно обнаруженном турагентстве, отправились смотреть Большую пагоду Дикого Гуся.

Пагода Дикого Гуся стоит на юге Сианя уже за городской стеной. Построена пагода была в 648 году нашей эры, и сейчас это визитная карточка города. В пагоде когда-то хранились переведенные на китайский язык священные буддийские писания, привезенные в свое время из Индии. Не знаю, сохранились ли манускрипты до наших дней, если да, то сейчас они хранятся в более надежном месте. Теперь башня пустует, но за небольшие деньги можно забраться на нее и полюбоваться видами на прилегающий парк.

Этот парк мне запомнился симпатичным ландшафтным дизайном и толпой танцующего (или занимающейся гимнастикой – как посмотреть) народа. Мастера каллиграфии выводят толстыми беличьими кистями разнообразные иероглифы, которые можно купить не отходя от кассы. Прикольный бизнес – написал слово, получил денюшку. А я тысячи слов этого повествования печатаю забесплатно… Здесь же продают всякие вкусняшки и сладкую вату. Продавец хотел наколоть иностранных туристов (нас) и запросил за моток ваты 10 юаней. Но предыдущий покупатель из местных купил своему ребенку вату за 4 юаня, поэтому мы жестами объяснили, что нас не обманешь – вот твои 4 юаня и не борзей. Разочарованию торгаша не было предела.

Отправились в обратный путь на автобусе. Раз в Сиане есть Большая пагода Дикого Гуся, то логика подсказывает что должна быть и Малая. Она и правда есть, я из окошка автобуса по дороге ее разглядел. Малая пагода похожа на Большую, только размером поменьше, поэтому я довольствовался видом из окна. А ехали мы смотреть две сорванные башни: Колокольную и Барабанную. Колокольная башня стоит на пересечении четырех главных улиц города. Башня так называется благодаря огромному колоколу, удары которого отмеряли для горожан время. В Колокольную башню даже можно сходить на экскурсию, там выставлена коллекция восковых изваяний китайских императоров. Но у нас не было на это времени.

Мусульманский квартал
Барабанная башня сильно меньше Колокольной, смотреть там особо нечего. Зато от этой башни на север ведет старая улочка, петляющая сквозь мусульманский квартал. По названию можно подумать, что там проживает община каких-нибудь арабов. Но нет, живут там такие же китайцы, только исповедуют они другую веру. Женщины замотаны с головы до пят в цветастые платки, что выглядит очень странно.

С заходом солнца в мусульманском квартале начинается один и тот же прописанный самой историей ритуал. Выставляются на улицу столы и начинается бойкая торговля. Около каждого домика его обитатели торгуют разнообразным барахлом, в основном, съедобным. Очень много специй и приправ, орехов, выпечки и всяких жареных насекомых. Чего там только нет, есть и что-то совсем неопознанное, в рот брать как-то стремно, он у меня для другой пищи. Я думал взять попробовать маленькие яичницы из перепелиных яиц, надетых на шпажку как шашлык. Но мне не хотелось ужинать микрояичницей.

Сами того не зная, мы забрели на улицу под названием Хуэймин, которая известна как «улица закусок». Здесь одна на другой расположены ресторанчики и закусочные. Причем, закусочная часто выглядит как 1-2 выставленных на улицу видавших виды домашних обеденных стола и несколько таких же потрепанных жизнью стульев. Ресторан – это уже внутренне помещение с несколькими столиками, выглядящее как замызганная совковая столовка. Но это не оскорбление, это просто национальный колорит такой. Мы там рискнули поесть китайских пельменей, и ничего – живы здоровы. Было вкусно. Да ладно рестораны: видели бы вы, к примеру, их парикмахерские – мне туда даже через стекло снаружи смотреть было страшно. А местные ничего, пользуются.

Помимо китайских хинкали, мы потратились только на свежевыжатый гранатовый сок. Поесть в мусульманский квартал приходят в основном местные жители. Иностранные туристы есть, но их на фоне китайцев не очень много. А зря, виды очень впечатляющие. Частенько у торговцев стоят специальные мешалки, отделяющие от скорлупы грецкие орехи. Расколешь его потом, и внутренности сами вывалятся наружу. У каждого второго на открытом огне стоит огромный котел или казан или вок, и отовсюду идет пар, и что-то сердито шкварчит. Здесь же в жутко антисанитарных условиях, прямо на улице буквально в метре от проталкивающихся сквозь людскую толпу мопедов разделывают туши мясники. Посреди толпы необычным образом месят тесто, насаживая его на кол и растягивая через пол-улицы.

Будете в Сиане – обязательно сходите вечерком в мусульманский квартал – удивительно колоритное место!

Переезд в Лоян
Из Сианя в Лоян мы должны были ехать на скоростном поезде. Оказалось, что для этих поездов в Сиане построен отдельный вокзал, Северный. Мы не рискнули воспользоваться общественным транспортом и тащиться туда с чемоданами чтобы не опоздать к отправлению. Решили воспользоваться услугами такси, благо это не очень дорого. И тут столкнулись с откровенной наглостью: таксисты ехать до северного вокзала не хотели. Мы машин 5 или 6 тормознули: таксисты, как завидят заблаговременно распечатанные иероглифы, идут в отказ. Я даже начал очковать немного – на такси ехать не получается, а на общественном транспорте мы уже не успеваем. Но раз на седьмой удача нам улыбнулась, и нашелся таксист, согласившийся отвезти нас на Северный ЖД вокзал Сианя по счетчику. Вышло что-то около 50 юаней.

Забегая вперед, такая же ситуация была, когда мы от вокзала для скоростных поездов в Лояне пытались добраться до отеля в центре города. Я стратежно встал на выезде, где курсировали таксисты, высадившие на вокзале пассажиров. Нам отказали 12 раз (!) но 13-й раз оказался счастливым – правда, наши чемоданы и нас – троих больших белых демонов – пожилой дяденька еле запихнул в свой старенький Фольцваген Джетта. А еще был случай, когда вместо купюры в 5 юаней в такси нам сунули банкноту в половину юаня – ее тоже украшает цифра «5». Но обман не удался, к тому времени мы уже неплохо познакомились с внешним видом китайской наличности. В общем, жулье там таксисты, но отчаиваться не стоит – отказали 10 раз, зато 11-й согласится!

За рулем китайцы ездят примерно также как ведут себя в общественном транспорте. Никто никого не пропускает, никто не соблюдают очередности – лезут кто куда. Прямо как у нас: «А мне надо!». Китайские водители наплевательски выезжают на дорогу с прилегающих дворовых территорий прямо под движущийся автомобиль или автобус. Я даже заподозрил, что у них приоритет у кого есть помеха справа, а не наоборот, как у нас. Без опаски ездят по встречке, особенно на мопедах – эти вообще никаких правил дорожного движения не соблюдают. Не удивлюсь, если у них для езды на мопеде права не нужны вовсе. А ведь мотоциклисты это такие же участники движения, причем народу на мопедах в Китае просто море.

Я ехал в такси на переднем сидении, и пока мы доехали до Северного вокзала, у меня заметно прибавилось седых волос. Ветераны броуновского движения, однозначно! Несмотря на всю вакханалию на наших дорогах, в Китае все значительно печальнее. Я связываю это с тем же феодально-крестьянским менталитетом большинства китайцев, которых буквально вчера (в историческом масштабе времени, разумеется) выдернули с их грядок в деревенском захолустье, и поместили в современный мегаполис.

Тем разительнее мне показался контраст, когда мы погрузились в суперсовременный скоростной поезд с длинным «носом» каплевидной формы. Места в нем оборудованы как в самолете, проходы широкие, удобные чистые санузлы с нормальными фаянсовыми раковинами и туалетами, на стене зеркала. Трогается поезд незаметно, разгоняется плавно, скорость передвижения для любопытных типа меня отображается на бегущей строке. Мы один раз достигли 306 километров в час, в среднем же ехали 270-280 км/ч. Обычные рельсы на такие скорости не рассчитаны, к тому же расписание тихоходных поездов полетело бы к черту. Поэтому для скоростных поездов проложены свои пути по специально возведенной эстакаде метрах в 10 над землей. Китай достаточно холмистый, наш поезд периодически пронзал прорубленные в толще земли тоннели и от перепадов давления иногда закладывало уши. За каких-то 2,5 часа, сделав несколько коротких остановок, мы преодолели 400 километров и прибыли в Лоян.

Продолжение следует…