вторник, 13 декабря 2016 г.

Хэллоуин и День мертвых

В США я прибыл аккурат в канун известного американского праздника Хэллоуин. Наши хипстеры с удовольствием переняли этот праздник у американцев, при этом никто не задумывался, что же собственно празднуют. Праздник сей восходит еще ко временам кельтов, хотя оформился он во времена расцвета католицизма. Название «хэллоуин» является сокращением английской фразы All-Hallows-Even, то есть «вечер всех святых», она же ночь перед Днем всех святых, когда празднуется День всех усопших верных или День мертвых. У православных такое празднование тоже есть, только приходится оно на первое воскресенье после Дня Святой Троицы. Штука в том, что скучный церковный праздник хипстерам не интересен, не то что модный заграничный Хэллоуин.

Американские хипстеры, что характерно, тоже не празднуют Хэллоуин как церковный праздник. Для детей главное в этом празднике это колядки, когда они ходят по домам соседей и требуют конфеты, угрожая напугать. Для взрослых это повод для костюмированной вечеринки и последующей пьянки.

Американцы подходят к празднованию ответственно. Кабаки нанимают девчонок, чтобы они болтались под потолком на веревках, изображая ангелов смерти. Обычные граждане рассекают разодетые в костюмы ведьм и скелетов на мопедах. Мои коллеги из американцев сидели на обучении в разных костюмах: кто-то оделся Дракулой, кто-то Вальдо. Один из тренеров приглашал нас, иностранцев к себе домой, чтобы мы смогли по полной вкусить атмосферу праздника. Лично я никуда не поехал, но посетившие гостеприимного тренера коллеги рассказывали, что весь вечер дули пунш из гигантской чаши.

Здесь нужно сделать маленькое отступление. Калифорния в общем и Сан-Диего в частности, являются бывшей мексиканской территорией, которую американцы отвоевали у потомков майя в ходе американо-мексиканской войны 1846-1848 годов. На бывшей мексиканской территории, тем более в непосредственной близости от нынешней границы с Мексикой, влияние южного соседа очень велико.

Город Сан-Диего фактически двуязычный. Например, почти все вывески, которые мне попались на глаза, были продублированы на испанском языке. Испанскую речь на улицах можно услышать не реже английской. Поэтому ничуть не реже атрибутики Хэллоуина, на улицах Сан-Диего мне попадалась атрибутика мексиканского праздника Дня мертвых. Несмотря на общий смысл Хэллоуина и Дня мертвых, испанский праздник мне кажется гораздо более глубоким и интересным. И в этом я не одинок: в отличии от дурацкого Хэллоуина День мертвых включен в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Согласно поверью, в эти дни души умерших родственников мексиканцев посещают родной дом. На дорожках рядом с домой родственники расставляют зажженные свечи, чтобы дух усопшего не заблудился в темноте. Если он вдруг ленится покидать место захоронения, живые родственники навещают его на кладбище, украшают могилу и общаются, рассказывают накопившиеся новости. Доброй традицией считается квакнуть вместе с усопшим другом-родственником пива или текилы. Города ко Дню мертвых традиционно украшаются изображениями черепов или их изваяниями из сахара или папье-маше.

Празднование Дня мертвых в Сан-Диего проходило с размахом. В одном из центральных парков города был сооружен целый небольшой тематический городок или ярмарка. Везде были расставлены разодетые в разноцветные платья скелетики, развешены черепа и цветы – особенно оранжевые бархатцы, которые якобы притягивают души умерших. Художники разрисовывают лица желающих самыми причудливыми масками, на каждом углу продаются сладости и традиционная мексиканская еда быстрого приготовления, которую можно тут же употребить всей семьей.

На этой ярмарке я даже набрел на мемориал певцу «ранее известному как певец ранее известный как Принс». Этот певец скончался 21 апреля 2016 года. Я даже подумал, что у него мексиканские корни, поэтому и мемориал, но потом прочитал, что он родился в семье афроамериканцев. Наверное, просто от большого почтения.