вторник, 25 июля 2017 г.

«Патерсон» («Paterson»)

Водитель автобуса по фамилии Патерсон (Адам Драйвер) живет и работает в городе под названием Патерсон. Подтрунивания над фамилией Патерсона это чуть-ли не самое интересное что происходит с ним в течение дня. День Патерсона настолько размерен и привычен, что ему даже не нужен будильник чтобы в начале седьмого утра просыпаться на работу. В прошлом Патерсон был доблестным моряком с кучей наград, поэтому его нынешняя жизнь выглядит особенно пресной. Но Патерсону эта жизнь вполне по душе, он невозмутим и находит выход своим эмоциям в стихах. К тому же у Патерсона замечательная, крайне энергичная жена-красавица, обладающая артистической натурой.

Каждый вечер, прогуливаясь с английским бульдогом по кличке Марвин, Патерсон заходит в один и тот же бар где общается со старым негром барменом Доком и где происходят самые неожиданные и разнообразные события…

***
Кинокартина «Патерсон» это последняя на данный момент режиссерская работа Джима Джармуша. Собственно, этим все сказано и знакомым с другими работами этого выдающегося и самобытнейшего режиссера зрителям дальше можно не читать! Если же кто-то из считающих себя любителем кино не приобщился к творчеству Джармуша, то «Патерсон» это самый типичный пример его работы.

Фильм очень размеренный, задумчивый и созерцательный. Когда Патерсон ведет автобус, зрители с испорченной голливудскими блокбастерами и триллерами психикой – вроде меня – постоянно ожидают какого-то эксцесса: то ли сейчас ребенок под колеса выскочит, то ли произойдет столкновение, то еще какие ужасы. Неподготовленный зритель просто не ожидает в течение двух часов наблюдать за рутинной работой водителя автобуса, который прокручивает у себя в голове фразы собственных стихов без рифмы, вполуха слушает разговоры пассажиров, общается с женой и пропускает кружечку пива в баре после работы.

Жителям крупных мегаполисов с их бешеным ритмом жизни наблюдать за медленной как дрема сельской ежедневной рутиной непривычно вдвойне. У меня события прожитой Патерсоном недели уместились бы в один неполный день! А для Джима Джармуша виртуозная демонстрация подобного среза жизни своих персонажей одна из главных тем творчества. Даже если это жизнь наемных убийц или вообще вымышленных персонажей – вампиров. Если кому интересно, вот мои рецензии на два предыдущих фильма режиссера, «Пределы контроля» и «Выживут только любовники».

Джим Джармуш в своих фильмах очень любит экспериментировать с выбором исполнителей главных ролей. Наиболее традиционным в этом смысле можно назвать «Завядшие цветы» где отлично выступили Билл Мюррей, Шэрон Стоун и Тильда Суинтон или «Мертвец» в блистательном исполнении Джонни Дэппа. Гораздо чаще в фильмах Джармуша играют либо толком никому не известные, либо вообще непрофессиональные актеры. И хотя я к этим экспериментам был готов, меня премного удивил выбор исполнителя главной роли Патерсона актера Адама Драйвера.

Известность он получил благодаря роли в комедийном ситкоме «Девчонки». Чтобы было понятно мое недоумение, представьте, что главную роль в философской притче исполняет Максим Галкин или какой-нибудь участник «Аншлага» типа Сергей Дроботенко. И если в седьмом эпизоде «Звездных войн» от физиономии Адама Драйвера перманентно тошнило, то у Джармуша он оказался на нужном месте и выступил очень неплохо. Имена исполнителей остальных ролей обычному зрителю ничего не говорят, но под чутким руководством Джармуша все они выглядят настоящими живыми людьми со своими проблемами и «тараканами» что еще раз подтверждает тезис: «Bad acting is bad directing», то есть, «причина плохой актерской игры – это плохая режиссура».

Кстати говоря, Адам Драйвер, как и его герой Патерсон, служил в армии и не абы где и не абы кем, а минометчиком в Корпусе морской пехоты США, куда записался добровольцем после трагических событий 11 сентября. Возможно, что фотография Патерсона в военной форме при параде это не постановочное фото для фильма, а настоящая фотография Адама Драйвера из семейного альбома.

Как и любой другой фильм Джима Джармуша, я могу рекомендовать к просмотру «Патерсона» только ценителям его творчества или тем зрителям, кто хочет расширить свои горизонты. Это замечательное кино не для всех.