четверг, 23 ноября 2017 г.

«Темная башня» («The Dark Tower»)

После выхода «Темной башни» в прокат, я слышал множество негативных отзывов. Причем, все они были однотипные и сводились к двум пунктам. Первый: OMG, Роланд – негр! Второй: OMG, Роланд просто взял и застрелил Человека в черном! Придирки мне показались странными и надуманными, но для подтверждения или отрицания их обоснованности явно необходимо было ознакомиться с литературным первоисточником.

Вообще, конечно, сравнивать книгу и фильм – это несусветная глупость, поскольку у них абсолютно разный язык общения с потребителем. Это примерно то же, что сравнивать некий объект, изображенный на картине и в скульптуре/архитектуре. Но в данный случай будем считать исключением, подтверждающим правило. Смысл вот в чем: события данного фильма НАСТОЛЬКО отличается от сюжета книги, что даже о «по мотивам» говорить не приходится. «Темная башня» Стивена Кинга это эпическое полотно на 7 (если не ошибаюсь) толстых томов. Фильм «Темная башня» - это менее чем полуторачасовой аттракцион, где от Кинга осталось только названия и имена трех главных персонажей.

Никаких общих событий и сюжетных поворотов у фильма и у книги нет. Поэтому возмущения зрителей, что Роланд негр и что он застрелил Человека в черном я не то что не разделяю – я их в упор не понимаю! Это как возмущаться тем, что в версии песни «Биттлз» напетой Рабиновичем по телефону своему другу – как в том бородатом анекдоте – Рабинович отдельные слова перепутал. «К пуговицам у меня претензий нет!»

Сюжет фильма такой: одному американскому подростку по имени Джейк снится всякое нехорошее: какой-то зиккурат, в который периодически заводят подростков, приковывают к стулу, делают колдунство и из их башки начинает бить столп света, который изгибаясь, попадает в замаскированный под Темную башню дубайский небоскреб Бурдж-Халифа. Командует всем этим злой колдун Уолтер О'Мрак (Мэтью Макконахи), он же Человек в черном, а противостоит ему элитный стрелок Роланд (Идрис Эльба).

Однажды за подростком Джейком приезжают подручные Человека в черном замаскированные под делегацию из дурдома, но он сбегает от них паркур-стайл, и в заброшенном доме в пригороде Нью-Йорка находит портал, который по коду 1919 переносит его в мир Роланда, встреча с которым становится для Джейка неизбежной.

***
Прочитавшие хотя бы первую книгу цикла Стивена Кинга «Темная башня» под названием «Стрелок» в фильме не найдут ничего знакомого. В книге все действие происходит то ли в другой параллельной вселенной то ли на Земле будущего. В фильме же герои большую часть времени проводят на Манхеттене. В книге это долгое брожение по пустыне, стычка с селянами в городке Талл, встреча с Оракулом и путешествие на дрезине по горным тоннелям и в конце концов, жертва Роландом Джейка ради долгой-долгой беседы с Человеком в черном о сущности мира и роли Темной башни. В фильме это перестрелки а-ля «Матрица» и махач на кулачках. Книга – строго для взрослых, фильм – строго для подростков.

Плохо ли это? Конечно же нет. Все мы любим время от времени посмотреть на беготню паркур-стайл, перестрелки а-ля «Матрица» и махач на кулачках. Плохого здесь ровно одно: это никакая не «Темная башня», и создатели назвали фильм именно так ровно для того чтобы привлечь в кинотеатры побольше народу. На деле же это жвачка в стиле «Голодных игр» и «Дивергента». Можно глянуть разок под пивко, отключив голову, и не дай бог вам проводить параллели с книгой.

Ну и в заключение: я знаю, что во время написания «Стрелка» Стивен Кинг видел его как собирательный образ героев вестернов с Клинтом Иствудом. А Иствуд, как известно, белый. Кинг прямо об этом пишет в предисловии к переработанному изданию первой книги цикла. Но при этом по книге нигде – я подчеркиваю красным – нигде не говорится о расовой принадлежности Роланда. Поэтому крики фанатов, как посмели на роль Стрелка позвать негра Идриса Эльбу, ничем кроме местечково расизма я объяснить не могу. Когда на роль Форда Префекта в «Автостопом по Галактике» позвали негра что-то никто не возмущался, а здесь чего разорались-то?

Идрис Эльба – отличный, талантливый и очень фактурный актер. Он и в роли побитого жизнью детектива Лютера замечательно выглядит, и в роли бравого капитана космического корабля «Прометея», и в роли ковбоя Роланда одинаково хорошо смотрится. Мэтью Макконахи в последние годы так и просто на новый уровень актерского мастерства вышел. Со своими ролями в «Темной башне» они справились отлично, большего от них при таком сценарии требовать бессмысленно.

Сюжет – говно, сценарий – говно, актеры – не халтурят, спецэффекты – вполне на уровне. Классический голливудский рецепт для зарабатывания бабла. Жрите что дают, раз сами лучше снимать не умеете.